1. Музей МБОУ «Судромская основная общеобразовательная школа № 13».
основан в 1970 году по инициативе директора школы Никулиной А.М. Сначала музей располагался в одном из кабинетов школы. В 1976 году музей паспортизирован. В 1982 году под школьный музей выделено отдельное здание. В 2005 году в музее произведена реконструкция. Отремонтированы основные залы и добавлены 3 новых. Пополнены новыми экспонатами фонды музея. В 2013 году заменено кровельное покрытие крыши.
2. Организация поисково-краеведческой работы музея.
Поисково — краеведческая деятельность музея осуществляется через Совет Музея и ШНС «Эврика».
Цели и задачи школьного научного сообщества:
1. Сохранение исторической памяти.
2. Приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.
В составе клуба 9 человек (учащиеся 8-9 классов и педагоги школы).
Свою деятельность ШНС осуществляет в нескольких направлениях:
-
Организация экспедиций.
-
Проведение наблюдений, исследований в природе.
-
Сбор сведений, материалов, документов и т.д. по истории родного края.
-
Оформление выставочного материала по результатам поиска.
-
Проведение Дня музея с целью пропаганды краеведческих знаний.
- Проектная и исследовательская деятельность.
Походы и экспедиции
Велоэкскурсии и походы по деревням Судромы.
Цели: Беседы со старожилами села. Знакомство с памятниками архитектуры. Изучение места, где ранее располагалась центральная усадьба села. Определение местонахождения левобережных деревень, на данный момент несуществующих. Экспедиции по правому берегу реки Ваги.
Темы экспедиций, походов
-
Дом Поповых (д. Прилук) – памятник архитектуры 18 века.
-
Принципы заселения Судромы. Правобережье Ваги.
-
Составление картосхемы правобережья.
-
Посещение мест, о которых сложены легенды. (Кринка, Карасье озеро).
-
Изучение природных объектов.
Проведение наблюдений, исследований в природе.
Природа Судромы (рельеф, влияние ледника, почвы, болота, реки).
Растительный и животный мир Судромы ( Исследования: «Дятел-желна», «Воробей», «Галка», «Бобры», парк «Судромские сосны», «Берёзовые аллеи», «Родничок», «Экологические проблемы Судромы», «Река Вага»).
Сбор сведений по истории родного края.
-
Николаевская и Ильинская церкви.
-
Изучение промыслов на территории Судромы (гончарное дело; лесохимия; плетение из бересты, из лыка; изготовление саней, кузнечное дело и т д.).
- Песьяковы-ямщицкая контора, Щепная птица, Пряник-козуля, лоскутное шитьё.
-
Изучение Судромских обычаев, обрядов (гадание, рекрутчина, пестование детей, слова Судромы).
-
Дом купца Шичёва.
-
Родословие (Бекряевы, Лобановы).
-
История одной семьи.
-
Трагедия раскулачивания.
-
Кашины д. Пайтово.
- Прибытковы д. Пайтово.
- Малышевы д.Луневская.
-
Предприятия и организации Судромы.
-
Судромский волостной совет.
-
Лесопункт Иванское и сплавной участок Важская Запань.
-
Совхоз «Красное Знамя».
-
Больница.
-
История школы.
Мои земляки:
Кудрин И.В.-директор совхоза «Красное Знамя».
Угрюмов М.И.-учитель Судромской школы.
Кудрин А.Д.
Шаманина А.В – учитель Судромской школы.
Никулина А.М. – директор Судромской школы.
Горбунов В.И. – председатель Совета Ветеранов.
Дурапова О.А. – фельдшер.
Военная история поселения.
Свидетельства гражданской войны. Бой в д. Пайтово. Место стоянки белогвардейцев. Письменные свидетельства очевидцев тех событий.
Судрома в годы Великой Отечественной войны.
- Записаны воспоминания участников ВОВ, тружеников тыла, участников оборонных работ.
- Собраны фото и документы военных лет, личные вещи.
- Своими воспоминаниями поделились и дети войны.
- Собраны сведения о земляках, погибших в годы войны.
- Собраны сведения об участниках Афганской и Чеченской войн.
- Оформлены альбомы о военнослужащих срочной службы.
3. В музее работают следующие экспозиции:
- Зал памяти погибших в годы Великой Отечественной войны судромчан.
- Зал боевой славы.
- Северная изба (Быт деревенской семьи).
- История МОУ «Судромская ОШ № 13».
- История предприятий Судромы.
- Из истории села Судрома.
- Природа Судромы.
Выставки:
- «Старая книга, старый учебник», «Школьные дела», «Учителя – ветераны».
- «Подарки школе».
- «Из семейного архива Кашиных», «Из семейного архива Песьяковых».
- Судрома в годы гражданской войны.
- Старинные орудия труда.
- Выставка часов.
- История октябрятской, пионерской, комсомольской организации школы.
- Служат наши земляки.
- Города-герои.
- Открытка к Дню Победы.
- Денежные знаки.
4. Краткая характеристика фондов музея.
Фонд — 1200 экспонатов.
5. Роль музея в образовательном процессе.
Вся деятельность музея включена в общую программу учебно-воспитательного процесса. Школьный музей выполняет 5 основных функций: научную, экспозиционную, пропагандистскую, учётную. На сегодняшний день музей – центр патриотического, эстетического и нравственного воспитания молодёжи на селе.
Основные формы работы музея:
Встречи с ветеранами войны и труда, деятельность ШНС, участие в областных мероприятиях, литературные гостиные и фольклорные праздники, экскурсионная деятельность, региональный компонент на уроках, экскурсионные поездки в музеи города и области, тимуровская работа.
- Встречи с ветеранами войны и труда проходят на классных часах таких как: «Они сражались за Родину», «Дети войны», «Солдатское письмо». Используется и такая форма как посещение ветеранов на дому. Во время посещений учащиеся поздравляют ветеранов с праздничными датами, оказывают по возможности помощь по хозяйству, записывают воспоминания. Новым в этой форме работы стало сотрудничество Ветеранской организации и Совета музея. В результате совместной деятельности: фонды музея пополнены воспоминаниями ветеранов о войне, о военном детстве; проведены литературные встречи с местными поэтами Прибытковой М.Н, Крыловым Н.И., Шинкарук Л.М., Петровым А.,;проводятся два раза в год выставки-распродажи изделий декоративно-прикладного творчества, выполненных судромскими мастерами.
- Участие в областных мероприятиях. Собранные материалы по истории родного края дают возможность принять участие в слётах юных краеведов в г. Архангельске и во всевозможных заочных конкурсах. В 2007 году выступили на слёте с обрядом «Рекрутчина», а в 2008 с обрядом пестования детей. Результатом стало 1 место. Участие в областных конкурсах Кенозерского национального парка позволили в качестве награды детям съездить по путёвкам в лагерь парка. Учащиеся школы с удовольствием поучаствовали и в таких делах как: «Символ года», акция «Наши ветераны», «Письмо губернатору», презентация «История поселения»(Малые Корелы) и др. Участие в районных мероприятиях: Начиная с 1938 г. учителями школы Шаманиной А.В. и Никулиной А.М. велись записи по истории поселения (Летопись Судромы). Данные сведения сегодня позволяют работать и дальше пополнять летопись. Не только педагоги школы, но и дети с увлечением занимаются исследовательской деятельностью. Ученица 4 кл. Крылова Д. участница детской исследовательской конференции «Первые шаги», восстановила последовательно историю Сердчинской школы. Ученики 9 кл. Кубасов А. и Прибыткова И. работая над темой «Деятельность школы в годы войны» нашли дополнительные сведения об учителе Судромской школы Богачёве Н.Т., погибшем в годы ВОВ. Ученик 9 кл. Минин Ю. и педагог Горбунова А.Н., занимаясь сбором сведений о судромчанах-участниках войны, пополнили Зал Боевой славы фотографиями, личными вещами и документами военных лет. Занимаясь историей поселения, нашли материалы о Судроме в годы гражданской войны. Ученица 9 кл. Стрюкова Ксения выступила на районной конференции «Юность Поморья» с докладом по теме «Судрома в годы гражданской войны». Эти уникальные сведения позволили школе стать постоянным участником районного конкурса журналистских работ «Первый штрих» и конкурса «Моя малая Родина». Ученицы — Поликарпова Вероника, Горбунова Екатерина, Кузнецова Алена и ученики Трощенко Александр, Горбунов Семен стали участниками проекта «История одного дома». Написаны исследования по домам-памятникам архитектуры 19 века, дому Шичева, домам Поповых, дому Прибытковых. Ученик 9 класса Горбунов С. стал победителем районной конференции «Юность Поморья» и призером областного этапа конференции с работой «Казенные, земские и мирские повинности по тетради сборщика податей с крестьянина дер. Пайтовской Е. Чащина». Ученица 4 кл. стала призером районной конференции с работой «Моя фамилия Бедины». Школьники и педагоги принимали участие в Богоявленских чтениях и в Кирилловских чтениях межрайонного уровня с результатами поисковой деятельности.
- В течение 10 лет в районе проходит конкурс патриотических песен «Пою моё Отечество». Для оформления этого праздничного мероприятия также активно используются фонды музея, а именно фотоматериалы по Судроме и Вельску, собранные в альбомы «Наша Судрома».
- В течение последних 10 лет в традицию школы вошли литературные гостиные и фольклорные праздники. Литературные гостиные по творчеству Н. Рубцова, О.Фокиной, Ф. Абрамова, Б.Шергина, М.Кривополеновой, С. Писахова. Фольклорные праздники – Масленица, Починки, Святки, «Вещи из бабушкиного сундука». «Осенняя ярмарка». На этих мероприятиях активно используются экспонаты музея для оформления праздника, для подготовки участников.
- Традиционным мероприятием школы стал месячник по военно-патриотическому воспитанию.
- Школа стала активным участником мероприятий ГАУ Центр «Патриот» г. Архангельска.
Широко используется материал музея в учебной деятельности как региональный компонент на уроках истории и обществознания:
- Вельск в смутное время.
- Сельское хозяйство на территории Поморья, промысловая деятельность.
- Вельск в 17 веке.
- Хозяйственный уклад важской семьи.
- Пётр 1 на Севере.
- Торговля на Севере ( Евдокиевская и Сретенская ярмарки).
- Литература и искусство в 17 веке.
- История родного края.
- Значение реформ для Севера (Столыпинская реформа).
- Положение крестьян Севера.
- Вельский уезд во второй половине 19 века.
- Установление Советской власти.
- События гражданской войны на Севере.
- Коллективизация сельского хозяйства.
- Наш край в 20-30-е г.г.
- Родной край в годы ВОВ.
- На уроках географии и природоведения.
- На литературе и русском языке: диалектные слова Судромы.
6. Экскурсионно-просветительская и методическая работ.
Музей школы работает в течение учебного года. Закрывается на летние месяцы (июль и август). В июне на базе музея работает бригада учащихся из трудового лагеря. В музее производится косметический ремонт, просушка и проветривание помещений, уборка территории возле музея.
В течение года учителя и воспитатели детского сада по необходимости приводят детей на экскурсии. В среднем посещаемость среди учащихся 300 человек в год. В феврале во время районного конкурса «Пою моё Отечество» и 9 мая традиционный «День открытых дверей» для жителей п. Судрома и для гостей. Также во время различных районных мероприятий, проводимых на базе школы таких как: МО учителей — предметников, конференции работников культуры, конференции «Пути Важского краеведения», научных экспедиций (студенты г.Москва), собрания глав поселений Вельского района, выездных мероприятий глав г. Вельска и Вельского района, встреч ветеранских организаций района музей принимает гостей.
7. Общественно-полезная деятельность музея и тимуровское движение.
Активно общественно-полезной деятельностью Совет музея начал заниматься с 2005 года. Первые шаги в этом направлении сделаны совместно с Советом ветеранов. Организуя праздники «День деревни» в д. Луневская, д.Важская Запань для торжественной части используем материалы музея, а именно исторические справки, воспоминания жителей. При подготовке Дня Победы на митинге и концерте вспоминаем погибших, рассказываем о судьбах тех, кто вынес военное лихолетье на своих плечах. Ухаживаем за обелиском, в 2010 г.восстановили на обелиске фамилии всех погибших. В 2015 году обновили Обелиск. В 2018 г. совместно с администрацией принимаем участие в реконструкции памятника и парка.
Акции «Чистый обелиск» и «Моё село» — традиционные дела по уборке территории, проходят в апреле, мае и июне. Тимуровская работа ведётся с 2007 года. Включает в себя: посыпание горы песком (д. Погост), укладывание и расколка дров, уборка территории возле домов, помощь в разборе старых строений, прополка грядок.
Кроме вышеперечисленного Совет музея оказывает помощь: Совету ветеранов при подготовке материалов на районные конкурсы вет. организаций ( фото, документация, презентации), при подготовке номеров худ. самодеятельности, при организации выставок дек.- прикладного творчества; МУК Судромский Центр Отдыха при подготовке праздника День деревни Судрома, фестиваля «Пою моё Отечество» (презентации «Деревенька моя», «Край наш Архангельский», «Ветераны войны»)
8. Музей оснащён техническими средствами. Имеется музыкальная аппаратура, фото и видеокамера, экран, ноутбук и мультимедиа.
9. Взаимодействие музея ОУ с государственными, общественными музеями, архивами, научно-исследовательскими учреждениями, общественными учреждениями.
- В течение ряда лет активно сотрудничаем с фирмой «Вельск-тур». Результатом стали экскурсионные поездки: г. Каргополь, Вологодские монастыри (Ферапонтово, Горицы,Кирилов) Малые Корелы, г. Архангельск, г. Великий Устюг, г. Москва, города Ярославль,Мышкин, с. Рогачиха Вологодской обл.
- Вельский краеведческий музей. Экскурсии тематические, участие в научных конференциях, Пежма (Культовые памятники Севера), Шунема (Курная изба).
- Сотрудничество с архивами. До 1982 г. переписка с архивами (Народное образование в Судроме, Судромская Ильинская церковь, Николаевская церковь и т.д.). С 2008 г. в сети Интернет (Книга Памяти жертв коллективизации, сведения по Судроме),
- Сотрудничество с Отделом по культуре и туризму (участие в Дне города Вельск, предоставление материалов по музею школы).
10. Использование материалов музея в СМИ, научно-популярных и иных изданиях.
Материалы по исследовательским и журналистским работам печатаются в газете «Вельская неделя», в сборниках: «История одного дома», «Дети войны».
11. Материалы музея
Музей (буклет) 2010 г.
Музей-презентация, 2018