29 Апрель

Внимание, подросток!

Противоправное поведение подростков.
Делинквентное поведение (англ. delinquency — правонарушение, провинность) —
антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках
(действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в
целом. Понятием «Делинквентное поведение» оперируют представители криминологии,
социологии, педагогики, психологии, социальной педагогики и других отраслей знания.
Рост числа правонарушений, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем
возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе
представляют собой угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие
деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности
личности правонарушителя, специфика его социализации, делинквентные субкультуры,
вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем.
Единый тип правонарушителя существует только в житейских представлениях людей,
никогда не сталкивавшихся с криминальной средой. На самом деле между взрослыми, а тем
более детьми, совершающими различные правонарушения — от несерьезных до тяжелых
— существуют значительные различия.
Нет одного типа личности делинквентного подростка. Правонарушения совершают
неустойчивые подростки, стремясь развлечься — покуражиться над людьми, покататься на
чужом мотоцикле, разгромить ларек или просто украсть деньги, чтобы напиться. Подругому развлекаться они не умеют.
«За компанию» включаются в групповые кражи и драки конформные подростки, не
имеющие собственных убеждений, четких моральных принципов, не умеющие занять себя
и плывущие по течению — идущие на поводу у более самостоятельных сверстников.
Истероидные подростки создают вокруг себя много шума, их задача — привлечь к себе
внимание, заставить о себе говорить и переживать окружающих, прежде всего близких
людей. Для этих целей одинаково хороши и вызов «скорой помощи» при имитации попытки
самоубийства, и вызов милиции. Они добиваются необходимого им внимания и, кроме
того, получают удовольствие от суеты вокруг. Их делинквентность чаще всего —
своеобразная игра.
Эпилептоидные подростки обычно совершают противоправные поступки из мести или от
жадности. Дерутся жестоко, с присущей им агрессивностью. Они могут натворить что-то
неожиданное и серьезное в состоянии алкогольного опьянения. Нередко, напившись «до
отключения», все крушат, бьют и ломают на своем пути.
Гипертимные подростки — лидеры в группах. Они могут стать инициаторами драк, краж,
угонов и других приключений.
К делинквентности их приводит склонность к риску и авантюрам, а также бурная энергия,
не находящая достойного применения.
Шизоидные подростки — одиночки. Если они встали на асоциальный путь, то долго
вынашивают план кражи или другого правонарушения. Кражи совершают с помощью
отмычек собственного изготовления, искусного выпиливания дверных замков и других
сложных приемов. В поле зрения милиции они попадают намного позже, чем группы
подростков, отправляющиеся развлекаться любыми доступными способами.
Таким образом, определенные чрезмерно выраженные черты характера способствуют
возникновению проблемы делинквентного поведения в подростковом возрасте.
Противоправное поведение возможно и при относительно гармоничном характере.
Встречается оно в различных своих формах довольно часто. Под делинквентным
поведением понимают не только серьезные правонарушения, но и мелкие провинности,
проступки. Это и прогулы школьных занятий, и побеги из дома, и мелкое хулиганство, и
мелкие кражи.
Делинквентность может начаться случайно или вынужденно.
Закреплению или возникновению разнообразных форм делинквентного поведения
способствует появление опытного друга или включение в группу — необязательно
асоциальную. Подростковая компания, в которой нет серьезных увлечений и занятий, в
которой нечего делать, кроме пересказывания содержания боевиков, увиденных по
телевидению или видео, обсуждения цен в магазинах и ларьках и т. п., рано или поздно
приходит к поискам новых впечатлений и развлечений. Скука и безделье порождают
алкоголизацию, делинквентность и другие подростковые проблемы.
Конечно, не любой подросток потянется к такой группе и даже, оказавшись в
неблагоприятной среде, примет ее ценности и нормы поведения, изменит образ жизни. Не
каждый, прогуляв один-два раза уроки, войдет во вкус новой «свободной» жизни или будет
разрешать свои школьные проблемы, конфликтуя с учителями и одноклассниками. Такие
черты характера, как авантюризм или агрессивность, в значительной мере способствуют
становлению делинквентности, но не менее важным, а может быть и решающим
внутренним условием асоциального выбора оказывается специфика развития морального
сознания.
Истинная нравственность (или автономная мораль в терминологии Л. Колберга)
формируется в подростковом возрасте нечасто. Твердые нравственные принципы
свойственны лишь небольшому количеству старших подростков. Они не совершат
безнравственный поступок ни под давлением группы, ни в одиночку, даже когда поступить
иначе (скажем, взять чужие деньги) им выгодно и об этом никто не узнает. Многие
подростки, не опускающиеся до делинквентного поведения, ориентируются на оценки
окружающих, усвоенные с детства моральные нормы, боятся осуждения и наказания со
стороны родителей, учителей и тем более милиции. У них бывают внутренние конфликты:
с одной стороны, возникает желание включиться в сомнительные развлечения и действия,
с другой стороны — тревога по поводу возможных последствий. В этих случаях после более
или менее длительных колебаний побеждает вторая тенденция и подросток отказывается
от ситуативного побуждения.
Подросткам с делинквентным поведением свойственны другие механизмы. Г. Г. Бочкарева
выявила три варианта. Одна группа несовершеннолетних правонарушителей, которых она
назвала раскаивающимися, имеет примитивные асоциальные потребности и в то же время
определенные моральные представления и нормы. Их примитивные потребности
(например, в алкоголе) сильны, и внутренний конфликт разрешается в их пользу,
нравственная тенденция остается нереализованной. Совершив бесчестный поступок, они
испытывают угрызения совести.
Другие подростки ни в чем не раскаиваются, у них нет внутреннего конфликта. При
отсутствии нравственных побуждений они любыми способами удовлетворяют свои
примитивные потребности и стремления. Причем эти потребности могут быть не очень
сильно выражены, но слабость, «неусвоенность» моральных норм приводят этих
подростков к правонарушениям, обычно групповым, в которых они оказываются
соучастниками.
И наконец, есть подростки, сознательно противостоящие моральным нормам, принятым в
обществе. Их убеждения циничны, а асоциальные потребности сильны. Это позволяет им
легко переступать рамки дозволенного и идти не только на незначительное
правонарушение, но и на преступление.
По данным Г. Г. Бочкаревой, среди подростков-правонарушителей, состоящих на учете в
милиции и даже находящихся в воспитательно-трудовых колониях, большинство не
являются закоренелыми преступниками. Они испытывают чувство вины перед близкими,
особенно перед матерями, и хотели бы начать жить заново, по-другому.
Что же способствует размыванию моральных норм и усвоению асоциальных ценностей?
Сравнительно недавно в нашей стране начали говорить о криминальной субкультуре. Она,
разумеется, не совпадает с молодежной субкультурой, как бы та ни шокировала старшее
поколение экстравагантностью взглядов и моды на одежду, прическу, музыку, спорт или
проведение досуга. Криминальная субкультура присуща особым подростковым группам
откровенно асоциального типа («командам», «экипажам», «бригадам», «отрядам»,
«конторам» и т. д.), в какой-то мере «тусовкам», в которых главное — общение с
приятелями, обмен информацией, совместные выпивки, иногда «любовь в очередь» и
правонарушения. Кроме того, под влиянием лидера из молодежной среды или взрослого в
криминальные группы превращаются стихийно сложившиеся неформальные объединения
рокеров, металлистов, фанатов и т. п.
Считается, что становление и распространение современной криминальной субкультуры —
процесс закономерный. Он вызван разрушением общенациональной культуры и
вытеснением на задний план духовных ценностей, экономическими неурядицами в стране
и развитием теневой экономики, выходящей из-под контроля миграцией населения;
деятельностью средств массовой информации, допускающих рекламу насилия,
порнографии и роскоши, и некоторыми другими факторами. Эта субкультура дает
подросткам специфическую идеологию, оправдывающую и поощряющую преступный
образ жизни. У подростков снимаются психологические и нравственные барьеры, которые
нужно преодолеть, чтобы пойти на правонарушение, и формируются механизмы
самооправдания и отрицания ответственности после его совершения. Используются идеи
товарищества (защиты члена группы), справедливого возмездия за нанесенную обиду,
вооружения для самозащиты, неприкосновенности территории группы, обогащения
(«нужно уметь делать деньги») и др.
Влияние групповых ценностей и норм необычайно велико в подростковом возрасте. По
данным западных психологов, от трети до половины подростков входят в разнообразные
группы. Но делинквентное поведение подростков, особенно его наиболее простые и
«легкие» формы, может быть вызвано и ситуацией в семье, отношениями с родителями.
Побег из дома, первые прогулы, драка, вандализм иногда провоцируются не сверстниками,
а родственниками. Помимо открытого конфликта острую реакцию протеста может вызвать
безразличие и непонимание со стороны родителей. Когда два поколения всего лишь
сосуществуют под одной крышей без взаимной помощи и сочувствия, не давая друг другу
эмоционального тепла, обстановка постепенно накаляется: она чревата взрывом или тихим
уходом «на улицу». При этом подросток, рвущий духовные связи с семьей, отказывается от
этических ценностей, норм и идеалов старшего поколения. По мнению Ф. Дольто, это
явление характерно сейчас для большинства обеспеченных семей на Западе. «Отсутствие
отношений, молчание того, кто никак не реагирует, воспринимается в порядке вещей в этом
накренившемся мире. Это не более чем современная тенденция…» (Дольто Ф., 1997, с. 164).
При неблагоприятных семейных условиях подростки, отрицая принятые в обществе нормы
отношений и поведения, оказываются беззащитными перед давлением криминальной
субкультуры.
Итак, одной из самых важных личностных особенностей подростков с делинквентным
поведением является недостаточное или извращенное развитие морального сознания.
Какие еще особенности личности им свойственны?
Бедность потребностей и интересов, неразборчивость в способах их удовлетворения
приводят к тому, что круг общения таких подростков резко сужается. Большинство из них
имеют приятелей только по месту жительства, т. е. все в тех же подростковых группах,
начиная с «тусовок». Они не посещают спортивных секций и кружков, с ними неохотно
общаются благополучные одноклассники. Как было выявлено в специальном
исследовании, 98% несовершеннолетних правонарушителей, попавших в колонию, с
первых классов школы не принимались ни сверстниками, ни учителями.
Большинство делинквентных подростков не хотят учиться. Их досуг бессодержателен и
примитивен. Их привлекает получение новой легкой информации, не требующей
интеллектуальной переработки, и поверхностные контакты со сверстниками, позволяющие
этой информацией обмениваться. В лучшем случае это многочасовая пустая болтовня с
приятелями, простаивание у витрин магазинов, просмотр всех подряд передач по
телевизору (кроме серьезных: предпочтение отдается боевикам, детективным и
фантастическим фильмам, фильмам ужасов, рекламе). Следующий шаг — азартные игры,
спиртные напитки, токсические вещества, наркотики и т. д. Потребность в новых
впечатлениях редуцируется до потребности в новых ощущениях, когда появляются
«глюки».
Острые ощущения такие подростки испытывают и начиная совершать правонарушения.
Подросток с неразвитой мотивационно-потребностной сферой оказывается в замкнутом
круге. Если он тянется к своим благополучным сверстникам, его отвергают прежде всего
потому, что с ним неинтересно, он не может надолго включиться ни в какую серьезную
деятельность, не может поддержать содержательный разговор. Но приобрести
естественные для подросткового возраста интересы и увлечения он не в состоянии без
посторонней помощи. И, оставшись в привычной компании, сохраняет прежний
примитивный уровень мотивации, побуждающей его в итоге к делинквентности.
На развитие мотивационно-потребностной сферы накладывают отпечаток возрастные
особенности: именно для подростков характерны многообразие, противоречивость,
быстрая сменяемость, неопределенность мотивов делинквентного поведения.
Несовершеннолетние правонарушители наиболее часто называют следующие причины
совершенных ими правонарушений: «хотел показаться смелым, похвастаться, приобрести
авторитет у товарищей», «просто так, по глупости», «не думал, что делал», жадность,
стремление приобрести материальные блага, подражание сверстникам и старшим, безделье,
обида, месть, жажда приключений (данные К. Е. Игошева). Подросткам свойственна
размытость границ асоциальной направленности. Если эта направленность сохраняется в
дальнейшем, она становится более четкой. В юности резко сужается диапазон колебаний
мотивов противоправного поведения.
Со слабостью нравственной основы поведения и бедностью потребностей непосредственно
связана еще одна особенность делинквентных подростков — ситуативность. Ситуативность
проявляется в самом их праздном образе жизни. Слоняясь по улицам, сидя в подъездах,
завязывая случайные знакомства, они сами создают себе условия для конфликтных
ситуаций. Для подростков, стоящих на грани между обычными школьниками и
несовершеннолетними правонарушителями, ситуативность становится психологической
предпосылкой совершения правонарушений. Те, кто переступил черту, обычно совершают
преступление в конфликтной ситуации под влиянием внезапно возникшего побуждения.
Преступление, таким образом, в 80% случаев приобретает характер ситуативной
деятельности (Игошев К. Е., 1974).
Ситуативность, став свойством личности, тормозит развитие саморегуляции.
Саморегуляция подростков с делинквентным поведением отличается еще одной
особенностью. Стыд для многих правонарушителей — это как бы сплав страха наказания и
переживания осуждения окружающих, это стыд наказания, а не стыд преступления. Он не
возникает ни при совершении правонарушения, ни после него, если наказание отсутствует.
То есть чувство стыда у подростков не является регулятором поведения. А безнаказанность
их развращает.
Среди многих личностных черт делинквентных подростков, отмечаемых разными
авторами, выделим две, наиболее часто встречающиеся, — жестокость и нечестность.
Нечестность, лживость характерна для 97% подростков (данные Д. И. Фельдштейна).
Принцип «Не обманешь — не проживешь» иногда ими усваивается с детства. В
асоциальной подростковой среде обман и лицемерие насаждаются и поддерживаются.
Жестокость — тоже в основном продукт криминальной субкультуры. Подростки
агрессивны (у 77% — высокая агрессивность, по данным Д. И. Фельдштейна), неспособны
на активное сочувствие, сострадание к слабым и беззащитным. В асоциальных группах ее
члены нетерпимы, безжалостны к «чужим» и к «своим», находящимся на нижних ступенях
иерархии. Группа всегда делится на обособленные слои или страты: в ней есть
неофициальные лидеры, приближенные к ним, промежуточный слой и отверженные.
Иерархия является жесткой, четко определяет положение, права и обязанности каждого
члена группы; контакты между слоями ограничены; продвинуться вверх крайне сложно, но
легко потерять высокий статус и спуститься вниз. Нижние слои иерархии притесняются
верхними.
Существует целая система унижений и издевательств, которым подвергаются низы
Подростков, имеющих низкий статус, часто бьют и обирают.
Из асоциальной группы, в которой культивируется жестокость, трудно, чаще всего
невозможно уйти. Оставаясь в этой среде, забитые «низы» тоже становятся агрессивными.
По закону бумеранга подростки, пробившиеся на более высокий статусный уровень,
постоянно помнят о ранее пережитом и начинают унижать, притеснять других. В действии
закона бумеранга, постоянном возрождении жестокости психологи видят одну из причин
живучести криминальной субкультуры.