Внимание, подросток!

Нет комментариев


Противоправное поведение подростков.


Делинквентное поведение (англ. delinquency — правонарушение, провинность) —

антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках

(действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в

целом. Понятием «Делинквентное поведение» оперируют представители криминологии,

социологии, педагогики, психологии, социальной педагогики и других отраслей знания.

Рост числа правонарушений, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем

возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе

представляют собой угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие

деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности

личности правонарушителя, специфика его социализации, делинквентные субкультуры,

вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем.

Единый тип правонарушителя существует только в житейских представлениях людей,

никогда не сталкивавшихся с криминальной средой. На самом деле между взрослыми, а тем

более детьми, совершающими различные правонарушения — от несерьезных до тяжелых

— существуют значительные различия.

Нет одного типа личности делинквентного подростка. Правонарушения совершают

неустойчивые подростки, стремясь развлечься — покуражиться над людьми, покататься на

чужом мотоцикле, разгромить ларек или просто украсть деньги, чтобы напиться. Подругому развлекаться они не умеют.

«За компанию» включаются в групповые кражи и драки конформные подростки, не

имеющие собственных убеждений, четких моральных принципов, не умеющие занять себя

и плывущие по течению — идущие на поводу у более самостоятельных сверстников.

Истероидные подростки создают вокруг себя много шума, их задача — привлечь к себе

внимание, заставить о себе говорить и переживать окружающих, прежде всего близких

людей. Для этих целей одинаково хороши и вызов «скорой помощи» при имитации попытки

самоубийства, и вызов милиции. Они добиваются необходимого им внимания и, кроме

того, получают удовольствие от суеты вокруг. Их делинквентность чаще всего —

своеобразная игра.

Эпилептоидные подростки обычно совершают противоправные поступки из мести или от

жадности. Дерутся жестоко, с присущей им агрессивностью. Они могут натворить что-то

неожиданное и серьезное в состоянии алкогольного опьянения. Нередко, напившись «до

отключения», все крушат, бьют и ломают на своем пути.

Гипертимные подростки — лидеры в группах. Они могут стать инициаторами драк, краж,

угонов и других приключений.

К делинквентности их приводит склонность к риску и авантюрам, а также бурная энергия,

не находящая достойного применения.

Шизоидные подростки — одиночки. Если они встали на асоциальный путь, то долго

вынашивают план кражи или другого правонарушения. Кражи совершают с помощью

отмычек собственного изготовления, искусного выпиливания дверных замков и других

сложных приемов. В поле зрения милиции они попадают намного позже, чем группы

подростков, отправляющиеся развлекаться любыми доступными способами.

Таким образом, определенные чрезмерно выраженные черты характера способствуют

возникновению проблемы делинквентного поведения в подростковом возрасте.

Противоправное поведение возможно и при относительно гармоничном характере.

Встречается оно в различных своих формах довольно часто. Под делинквентным

поведением понимают не только серьезные правонарушения, но и мелкие провинности,

проступки. Это и прогулы школьных занятий, и побеги из дома, и мелкое хулиганство, и

мелкие кражи.

Делинквентность может начаться случайно или вынужденно.

Закреплению или возникновению разнообразных форм делинквентного поведения

способствует появление опытного друга или включение в группу — необязательно

асоциальную. Подростковая компания, в которой нет серьезных увлечений и занятий, в

которой нечего делать, кроме пересказывания содержания боевиков, увиденных по

телевидению или видео, обсуждения цен в магазинах и ларьках и т. п., рано или поздно

приходит к поискам новых впечатлений и развлечений. Скука и безделье порождают

алкоголизацию, делинквентность и другие подростковые проблемы.

Конечно, не любой подросток потянется к такой группе и даже, оказавшись в

неблагоприятной среде, примет ее ценности и нормы поведения, изменит образ жизни. Не

каждый, прогуляв один-два раза уроки, войдет во вкус новой «свободной» жизни или будет

разрешать свои школьные проблемы, конфликтуя с учителями и одноклассниками. Такие

черты характера, как авантюризм или агрессивность, в значительной мере способствуют

становлению делинквентности, но не менее важным, а может быть и решающим

внутренним условием асоциального выбора оказывается специфика развития морального

сознания.

Истинная нравственность (или автономная мораль в терминологии Л. Колберга)

формируется в подростковом возрасте нечасто. Твердые нравственные принципы

свойственны лишь небольшому количеству старших подростков. Они не совершат

безнравственный поступок ни под давлением группы, ни в одиночку, даже когда поступить

иначе (скажем, взять чужие деньги) им выгодно и об этом никто не узнает. Многие

подростки, не опускающиеся до делинквентного поведения, ориентируются на оценки

окружающих, усвоенные с детства моральные нормы, боятся осуждения и наказания со

стороны родителей, учителей и тем более милиции. У них бывают внутренние конфликты:

с одной стороны, возникает желание включиться в сомнительные развлечения и действия,

с другой стороны — тревога по поводу возможных последствий. В этих случаях после более

или менее длительных колебаний побеждает вторая тенденция и подросток отказывается

от ситуативного побуждения.

Подросткам с делинквентным поведением свойственны другие механизмы. Г. Г. Бочкарева

выявила три варианта. Одна группа несовершеннолетних правонарушителей, которых она

назвала раскаивающимися, имеет примитивные асоциальные потребности и в то же время

определенные моральные представления и нормы. Их примитивные потребности

(например, в алкоголе) сильны, и внутренний конфликт разрешается в их пользу,

нравственная тенденция остается нереализованной. Совершив бесчестный поступок, они

испытывают угрызения совести.

Другие подростки ни в чем не раскаиваются, у них нет внутреннего конфликта. При

отсутствии нравственных побуждений они любыми способами удовлетворяют свои

примитивные потребности и стремления. Причем эти потребности могут быть не очень

сильно выражены, но слабость, «неусвоенность» моральных норм приводят этих

подростков к правонарушениям, обычно групповым, в которых они оказываются

соучастниками.

И наконец, есть подростки, сознательно противостоящие моральным нормам, принятым в

обществе. Их убеждения циничны, а асоциальные потребности сильны. Это позволяет им

легко переступать рамки дозволенного и идти не только на незначительное

правонарушение, но и на преступление.

По данным Г. Г. Бочкаревой, среди подростков-правонарушителей, состоящих на учете в

милиции и даже находящихся в воспитательно-трудовых колониях, большинство не

являются закоренелыми преступниками. Они испытывают чувство вины перед близкими,

особенно перед матерями, и хотели бы начать жить заново, по-другому.

Что же способствует размыванию моральных норм и усвоению асоциальных ценностей?

Сравнительно недавно в нашей стране начали говорить о криминальной субкультуре. Она,

разумеется, не совпадает с молодежной субкультурой, как бы та ни шокировала старшее

поколение экстравагантностью взглядов и моды на одежду, прическу, музыку, спорт или

проведение досуга. Криминальная субкультура присуща особым подростковым группам

откровенно асоциального типа («командам», «экипажам», «бригадам», «отрядам»,

«конторам» и т. д.), в какой-то мере «тусовкам», в которых главное — общение с

приятелями, обмен информацией, совместные выпивки, иногда «любовь в очередь» и

правонарушения. Кроме того, под влиянием лидера из молодежной среды или взрослого в

криминальные группы превращаются стихийно сложившиеся неформальные объединения

рокеров, металлистов, фанатов и т. п.

Считается, что становление и распространение современной криминальной субкультуры —

процесс закономерный. Он вызван разрушением общенациональной культуры и

вытеснением на задний план духовных ценностей, экономическими неурядицами в стране

и развитием теневой экономики, выходящей из-под контроля миграцией населения;

деятельностью средств массовой информации, допускающих рекламу насилия,

порнографии и роскоши, и некоторыми другими факторами. Эта субкультура дает

подросткам специфическую идеологию, оправдывающую и поощряющую преступный

образ жизни. У подростков снимаются психологические и нравственные барьеры, которые

нужно преодолеть, чтобы пойти на правонарушение, и формируются механизмы

самооправдания и отрицания ответственности после его совершения. Используются идеи

товарищества (защиты члена группы), справедливого возмездия за нанесенную обиду,

вооружения для самозащиты, неприкосновенности территории группы, обогащения

(«нужно уметь делать деньги») и др.

Влияние групповых ценностей и норм необычайно велико в подростковом возрасте. По

данным западных психологов, от трети до половины подростков входят в разнообразные

группы. Но делинквентное поведение подростков, особенно его наиболее простые и

«легкие» формы, может быть вызвано и ситуацией в семье, отношениями с родителями.

Побег из дома, первые прогулы, драка, вандализм иногда провоцируются не сверстниками,

а родственниками. Помимо открытого конфликта острую реакцию протеста может вызвать

безразличие и непонимание со стороны родителей. Когда два поколения всего лишь

сосуществуют под одной крышей без взаимной помощи и сочувствия, не давая друг другу

эмоционального тепла, обстановка постепенно накаляется: она чревата взрывом или тихим

уходом «на улицу». При этом подросток, рвущий духовные связи с семьей, отказывается от

этических ценностей, норм и идеалов старшего поколения. По мнению Ф. Дольто, это

явление характерно сейчас для большинства обеспеченных семей на Западе. «Отсутствие

отношений, молчание того, кто никак не реагирует, воспринимается в порядке вещей в этом

накренившемся мире. Это не более чем современная тенденция…» (Дольто Ф., 1997, с. 164).

При неблагоприятных семейных условиях подростки, отрицая принятые в обществе нормы

отношений и поведения, оказываются беззащитными перед давлением криминальной

субкультуры.

Итак, одной из самых важных личностных особенностей подростков с делинквентным

поведением является недостаточное или извращенное развитие морального сознания.

Какие еще особенности личности им свойственны?

Бедность потребностей и интересов, неразборчивость в способах их удовлетворения

приводят к тому, что круг общения таких подростков резко сужается. Большинство из них

имеют приятелей только по месту жительства, т. е. все в тех же подростковых группах,

начиная с «тусовок». Они не посещают спортивных секций и кружков, с ними неохотно

общаются благополучные одноклассники. Как было выявлено в специальном

исследовании, 98% несовершеннолетних правонарушителей, попавших в колонию, с

первых классов школы не принимались ни сверстниками, ни учителями.

Большинство делинквентных подростков не хотят учиться. Их досуг бессодержателен и

примитивен. Их привлекает получение новой легкой информации, не требующей

интеллектуальной переработки, и поверхностные контакты со сверстниками, позволяющие

этой информацией обмениваться. В лучшем случае это многочасовая пустая болтовня с

приятелями, простаивание у витрин магазинов, просмотр всех подряд передач по

телевизору (кроме серьезных: предпочтение отдается боевикам, детективным и

фантастическим фильмам, фильмам ужасов, рекламе). Следующий шаг — азартные игры,

спиртные напитки, токсические вещества, наркотики и т. д. Потребность в новых

впечатлениях редуцируется до потребности в новых ощущениях, когда появляются

«глюки».

Острые ощущения такие подростки испытывают и начиная совершать правонарушения.

Подросток с неразвитой мотивационно-потребностной сферой оказывается в замкнутом

круге. Если он тянется к своим благополучным сверстникам, его отвергают прежде всего

потому, что с ним неинтересно, он не может надолго включиться ни в какую серьезную

деятельность, не может поддержать содержательный разговор. Но приобрести

естественные для подросткового возраста интересы и увлечения он не в состоянии без

посторонней помощи. И, оставшись в привычной компании, сохраняет прежний

примитивный уровень мотивации, побуждающей его в итоге к делинквентности.

На развитие мотивационно-потребностной сферы накладывают отпечаток возрастные

особенности: именно для подростков характерны многообразие, противоречивость,

быстрая сменяемость, неопределенность мотивов делинквентного поведения.

Несовершеннолетние правонарушители наиболее часто называют следующие причины

совершенных ими правонарушений: «хотел показаться смелым, похвастаться, приобрести

авторитет у товарищей», «просто так, по глупости», «не думал, что делал», жадность,

стремление приобрести материальные блага, подражание сверстникам и старшим, безделье,

обида, месть, жажда приключений (данные К. Е. Игошева). Подросткам свойственна

размытость границ асоциальной направленности. Если эта направленность сохраняется в

дальнейшем, она становится более четкой. В юности резко сужается диапазон колебаний

мотивов противоправного поведения.

Со слабостью нравственной основы поведения и бедностью потребностей непосредственно

связана еще одна особенность делинквентных подростков — ситуативность. Ситуативность

проявляется в самом их праздном образе жизни. Слоняясь по улицам, сидя в подъездах,

завязывая случайные знакомства, они сами создают себе условия для конфликтных

ситуаций. Для подростков, стоящих на грани между обычными школьниками и

несовершеннолетними правонарушителями, ситуативность становится психологической

предпосылкой совершения правонарушений. Те, кто переступил черту, обычно совершают

преступление в конфликтной ситуации под влиянием внезапно возникшего побуждения.

Преступление, таким образом, в 80% случаев приобретает характер ситуативной

деятельности (Игошев К. Е., 1974).

Ситуативность, став свойством личности, тормозит развитие саморегуляции.

Саморегуляция подростков с делинквентным поведением отличается еще одной

особенностью. Стыд для многих правонарушителей — это как бы сплав страха наказания и

переживания осуждения окружающих, это стыд наказания, а не стыд преступления. Он не

возникает ни при совершении правонарушения, ни после него, если наказание отсутствует.

То есть чувство стыда у подростков не является регулятором поведения. А безнаказанность

их развращает.

Среди многих личностных черт делинквентных подростков, отмечаемых разными

авторами, выделим две, наиболее часто встречающиеся, — жестокость и нечестность.

Нечестность, лживость характерна для 97% подростков (данные Д. И. Фельдштейна).

Принцип «Не обманешь — не проживешь» иногда ими усваивается с детства. В

асоциальной подростковой среде обман и лицемерие насаждаются и поддерживаются.

Жестокость — тоже в основном продукт криминальной субкультуры. Подростки

агрессивны (у 77% — высокая агрессивность, по данным Д. И. Фельдштейна), неспособны

на активное сочувствие, сострадание к слабым и беззащитным. В асоциальных группах ее

члены нетерпимы, безжалостны к «чужим» и к «своим», находящимся на нижних ступенях

иерархии. Группа всегда делится на обособленные слои или страты: в ней есть

неофициальные лидеры, приближенные к ним, промежуточный слой и отверженные.

Иерархия является жесткой, четко определяет положение, права и обязанности каждого

члена группы; контакты между слоями ограничены; продвинуться вверх крайне сложно, но

легко потерять высокий статус и спуститься вниз. Нижние слои иерархии притесняются

верхними.

Существует целая система унижений и издевательств, которым подвергаются низы

Подростков, имеющих низкий статус, часто бьют и обирают.

Из асоциальной группы, в которой культивируется жестокость, трудно, чаще всего

невозможно уйти. Оставаясь в этой среде, забитые «низы» тоже становятся агрессивными.

По закону бумеранга подростки, пробившиеся на более высокий статусный уровень,

постоянно помнят о ранее пережитом и начинают унижать, притеснять других. В действии

закона бумеранга, постоянном возрождении жестокости психологи видят одну из причин

живучести криминальной субкультуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Зарница

Нет комментариев

В феврале 2019 года в школе прошел традиционный месячник по…