Антикоррупционная политика МБОУ «Судромская ОШ № 13»

Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства в МБОУ «Судромская ОШ № 13.

ПАМЯТКА «Уведомление о склонности к коррупции»

План работы школы по формированию антикоррупционного мировоззрения на 2019-2020 учебный год

ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по урегулированию конфликтов интересов.

Положение о порядке обработки поступающих сообщений о коррупционных проявлениях.

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке уведомления работодателя о случаях склонения работника МБОУ «Судромская ОШ № 13» к совершению коррупционных правонарушений.

Телефоны горячей линии:

— 8(81836)5-51-32- телефон директора 

8(81836)6-10-32 – телефон доверия администрации МО «Вельский муниципальный район»

8-(8182) 65-29-10 – телефон доверия Управления Министерства юстиции РФ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу

ГЛОССАРИЙ

АНОМИЯдезинтеграция нравственных ценностей, смешение ценностных ориентации, наступление ценностного вакуума по принципу «все дозволено». Проявляется в виде ненормативного поведения — господства группового эгоизма, равнодушия и жестокости, распространения преступности, правового нигилизма.

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕформирование у населения антикоррупционных установок.

АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫсовокупность поведенческих и правовых норм, запретов, ограничений, обязанностей, установленных для соответствующей области социальной деятельности и направленных на предупреждение коррупции.

ВЗЯТКА — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения[1]

Разновидностью взятки является так называемый откат, заключающийся в том, что должностное лицо при выборе поставщика товаров или услуг выбирает определённое предложение, и за это получает от поставщика вознаграждение в виде фиксированной суммы или процента от суммы сделки.

Часто в массовом сознании взятка ассоциируется с денежными купюрами, однако подарок должностному лицу, от которого завис

ит принятие решений, также может считаться взяткой, если его стоимость превышает оговоренную законом сумму. Так, во Франции предельная стоимость подарка, который не может считаться взяткой, составляет 35 евро, в Великобритании – 140 фунтов стерлингов (250$), в США – 50$, в России – не должна превышать 3 тысяч рублей.

ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО – действие, когда государственный служащий или приравниваемое к нему лицо в своих или чужих интересах прямо или опосредованно принимает, обещает или договаривается принять взятку, требует дачи взятки или провоцирует его на законное действие или бездеятельность при выполнении полномочий.

ВИДЫ КОРРУПЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – административная, политическая, частная, международная.

ВОЛОКИТАформа вымогательства, нарочитое затягивание рассмотрения дела с целью получения взятки.

ВЫМОГАТЕЛЬСТВО – незаконное требование от кого-либо (например, личности или организации) совершения каких-либо действий (например, имущественного характера) под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, распространения истинных или ложных сведений, позорящих или могущих причинить любой вред тем, кому это требование предъявляется, или их близким.

ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИИ И ПРАВОВОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕустановление коррупционных действий, превращение в жизнь принципа неизбежности и справедливости наказания.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙлицо, которое находится на государственной службе: государственный политик, государственный служащий публичного администрирования согласно закону о государственной службе, а также другое лицо, которое, работая в государственных или муниципальных органах или учреждениях, в судебных, правоохранительных органах, в органах госконтроля и надзора, а также в приравниваемых к ним органах, выполняет функции представителя власти, или лицо, наделенное административными полномочиями, а также официальный кандидат на упомянутые должности.

ДЕВИАЦИЯ – нарушение обычных для общества или группы социальных правил и норм.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯпреступления, посягающие на нормальную деятельность государственного или муниципального аппарата, совершаемые должностными лицами с использованием своего служебного положения. Должностными преступлениями являются:

  • злоупотребление должностными полномочиями;
  • превышение должностных полномочий;
  • дача взятки;
  • получение взятки;
  • служебный подлог;
  • халатность и др.

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕдействие, с помощью которого государственный служащий или лицо, приравниваемое к государственному служащему, злоупотребляет служебным положением или превышает полномочия, если в результате этого государству, международной общественной организации, юридическому или физическому лицу была причинена большая утрата.

КЛЕПТОКРАТИЯ (от др.-греч. κλέπτειν – воровать и κράτος – господство, власть; буквально «власть воров») — идеологическое клише, применяемое к правительству, контролируемому мошенниками, использующими преимущества власти для увеличения личного богатства и политического влияния, с помощью расхищения государственных средств, иногда даже без попыток имитации собственно честной службы народу. Для клептократии характерна коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений.

КЛИЕНТИЗМ, КЛИЕНТСКИЕ СВЯЗИвзаимовыгодные связи покровителя и другого лица или группы лиц (клиентов) и система обязательств между ними.

КОНФЛИКТ ПУБЛИЧНЫХ И ЧАСТНЫХ ИНТЕРЕСОВситуация, по которой лицо, которое находится на государственной службе, в ходе выполнения своих обязанностей или доверенности обязано принимать решение о доверенности, связанной также и с ее личными интересами, или принимать участие в его принятии, или выполнять такую доверенность.

КОРРУМПИРОВАННОСТЬэто вовлеченность должностного лица в незаконное обогащение путем использования должностных полномочий, зараженность стремлением к незаконному обогащению посредством использования возможностей занимаемого служебного положения. Реализация этой возможности зависит от нравственных устоев человека, честности, уважения к самому себе, обществу и государству, от отношения к своему долгу.

КОРРУПЦИОНЕРслужащий государственной, муниципальной (должностное или не должностное лицо) или негосударственной (лицо, выполняющее управленческие функции или не выполняющее таковых) организации, обладающий специальной деликтоспособностью (т.е. способностью нести юридическую ответственность за совершение акта коррупции), признанный виновным в совершении коррупционного правонарушения на основании судебного решения или в ином установленном законом порядке (например, в случае совершения дисциплинарных коррупционных проступков).

КОРРУПЦИОННОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕкак отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность.

КОРРУПЦИОННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕэто предусмотренное в Уголовном кодексе Российской Федерации общественно опасное деяние, которое выражается в противоправном получении государственным, муниципальным или иным публичным служащим, либо служащим коммерческой или иной организации (в том числе, международной) каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.

КОРРУПЦИОННЫЕ СЕТИформирование взаимосвязей и взаимозависимостей между чиновниками по вертикали управления, а также по горизонтали на различных уровнях управления между разными ведомствами и структурами.

КОРРУПЦИЯзлоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (Федеральный закон о противодействии коррупции № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года)

КОРЫСТЬодно их альтернативных свойств коррупционных правонарушений, выражающееся в стремлении обогатиться или обогатить других лиц за счет чужого имущества или прав на него с нарушением установленного правовыми нормами и договорами порядка распределения материальных благ.

КУМОВСТВО (устар.) – форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников.

ЛИХОИМСТВО (устар.) – получение лицом, состоявшим на государственной или общественной службе каких-либо преимуществ за совершение незаконных действий (бездействия) по службе (см. ст.402 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, 1845 г.).

ЛОББИЗМпроцесс, в ходе которого осуществляется обмен информацией и мнение группы, организации или её части передаётся стоящим у власти должностным лицам (как избираемым, так и назначаемым) в целях оказания влияния на принятие благоприятного решения.

ЛОББИСТфизическое лицо, которое имеет право заниматься лоббистской деятельностью, или предприятие, учреждение, организация, внесенное в список лоббистов в установленном законом порядке.

ЛОББИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬвозмещенные действия лоббистов, направленные на осуществление влияния в сфере изменения, дополнения правовых актов или признание их недействительными, на принятие или непринятие новых правовых актов. Целью такой деятельности является превращение в жизнь интересов заказчика с соблюдением личных прав или общественных и государственных интересов.

МЗДОИМСТВО (устар.) – получение в нарушение установленного законом порядка лицом, состоявшим на государственной или общественной службе, каких-либо преимуществ за совершение законных действий (бездействия) по службе (см. ст.401 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, 1845 г.).

МОШЕННИЧЕСТВО – хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. При этом под обманом понимается как сознательное искажение истины (активный обман), так и умолчание об истине (пассивный обман). В обоих случаях обманутая жертва сама передает свое имущество мошеннику.

НЕВЫПОЛНЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙимеет место в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения по неосторожности государственным служащим или лицом, которое приравнивается к нему, своих обязанностей, в результате чего государству, юридическому или физическому лицу наносится большой убыток.

НЕПОТИЗМопределение на рабочее место родственников, друзей и лиц из узкого круга знакомых в обход конкурсов и с нарушением принципа наибольшего соответствия работника должности и, тем самым, создание системы подчинённых и коллег – должников, используемой при принятии решений

НЕПУБЛИЧНЫЕ КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯпреступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГдействия, с помощью которых осуществляется попытка узаконить или припрятать происхождение полученных преступным путем денег.

ПОДКУПпередача материальных благ в обмен на нарушение подкупаемым своих договорных обязательств или долга. Подкуп служащего – разновидность коррупции – называется дачей взятки.

ПОСУЛна Руси плата подсудимого судье «за прилежание». Размер «посула» нормировался, поэтому получение лишнего являлось уже «лихоимством». С XVI в. был запрещен и стал рассматриваться как взятка.

ПРЕВЕНЦИЯ КОРРУПЦИИустранение причин и факторов коррупции.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИскоординированная деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции.

ПРИНЦИПЫ ПУБЛИЧНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯверховенство закона (деятельность базируется на правовых органах), объективность (действия должны быть беспристрастными), незлоупотребление властью (запрещается заниматься деятельностью при отсутствии полномочий или при принятии решений стремления к целям другим, чем установленные законодательством).

ПРОТЕКЦИОНИЗМ («КОРРУПЦИОННЫЙ ПАТРОНАЖ»)форма коррупции, своего рода влиятельная поддержка, помощь кому-нибудь в устройстве его дел.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИдеятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (Федеральный закон о противодействии коррупции № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года)

ПУБЛИЧНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕрегламентированная законодательством деятельность государственных органов местного самоуправления, направленная на превращение в жизнь правовых актов, решений местного самоуправления, на администрирование предусмотренных публичных услуг.

ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫзаинтересованность общества в беспристрастном и справедливом принятии решений лицами, которые находятся на государственной службе.

ПУБЛИЧНЫЕ КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯпреступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКАофициально незарегистрированная экономическая деятельность. Включает законные, в принципе, виды деятельности (о которых не сообщается в налоговые органы) и незаконные виды деятельности (торговля наркотиками, проституция и др.).

ФАВОРИТИЗМ – форма коррупции, покровительство, попустительство, получение незаконных привилегий, назначение услуг или предоставление ресурсов от должностного лица родственникам, знакомым, в соответствии с их принадлежностью к партии, религии и т. п.

ЧАСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫличная имущественная или неимущественная заинтересованность лица, которое находится на государственной службе, или ее родственника, или члена семьи, который может влиять на принятие решений при исполнении служебных обязанностей.

ЭКЗОГЕННАЯ КОРРУПЦИЯвид коррупции, в которой отношения выходят за рамки властных структур, а клиентами являются отдельные граждане и организации. Экзогенная коррупция делится на:

  • бытовую – коррупционные отношения возникают между должностным лицом и гражданином;
  • деловую – коррупционные отношения возникают между должностным лицом и организацией (юридическим лицом или его представителем, а также индивидуальным предпринимателем);
  • криминальную – коррупционные отношения возникают между должностным лицом и представителем криминального мира.

ЭНДОГЕННАЯ КОРРУПЦИЯ – вид коррупции, в которой в качестве клиентов выступают должностные лица органов власти и бюджетных организаций, то есть отношения происходят внутри властной структуры (или нескольких властных структур) между отдельными должностными лицами. Эндогенная коррупция делится на следующие виды:

  • горизонтальная – вид коррупции, выражающийся в сговоре между должностными лицами, не состоящими друг с другом в отношениях начальника – подчиненного, для достижения корыстных интересов (например, сговор между чиновниками из разных управлений);
  • нисходящая – подкуп, давление со стороны вышестоящего должностного лица по отношению к нижестоящему в целях достижения корыстных интересов (влияния на принятие определенного желаемого решения в той или иной ситуации);
  • восходящая – подкуп вышестоящего должностного лица нижестоящим с целью получения от него защиты коррупционного дохода;
  • смешанная – коррупционные отношения представляют собой систему, состоящую из перечисленных выше трех видов.

TRANSPARENCY INTERNATIONALантикоррупционная международная неправительственная организация.

Понятие коррупции

Положение о комиссии по профилактике коррупционных и иных правонарушений в МБОУ «Судромская ОШ  № 13»

КОНВЕНЦИЯ ООН

ФЗ о коррупции

Указ о стратегии

Указ коррупция 

Указ № 925

Указанные нормативные правовые акты обязывают стран-участниц предусмотреть антикоррупционные положения в своем внутреннем законодательстве.

К числу международных правовых актов также можно отнести модельный закон «О борьбе с коррупцией», который был принят на тринадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ постановлением №13-4 от 03 апреля 1999 года.

Законодательство Российской Федерации о противодействии коррупции

В Российской Федерации в настоящее время сформированы правовая и организационная основы противодействия коррупции.

В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Одним из первых нормативных правовых актов федерального уровня, принятым в целях пресечения злоупотреблений государственными служащими своим служебным положением при организации закупок продукции для государственных нужд, является Указ Президента Российской Федерации от 08 апреля 1997 года № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».

В соответствии с Концепцией национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300, коррупция отнесена к угрозам национальной безопасности.

В Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года №1789-р, установлено, что необходимым условием оптимизации функций органов исполнительной власти является ликвидация коррупции в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которая стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления.

Концепцией предусмотрена необходимость:

  • создания специальных антикоррупционных механизмов в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции;
  • внедрения экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность;
  • создания методических основ оценки коррупциогенности государственных функций;
  • разработки пакета антикоррупционных нормативных правовых актов, а также ведомственных и региональных антикоррупционных программ.

Указом Президента Российской Федерации от 03 февраля 2007 года №129 образована межведомственная рабочая группа для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года №38-р утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 – 2008 годы). В данную программу включен целый ряд мер, предусмотренных упомянутой концепцией.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции» в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, преступные посягательства, связанные с коррупцией, являются одними из основных источников угроз национальной безопасности. Главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должно стать, в том числе совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией.

Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции.

Национальная стратегия противодействия коррупции представляет собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающую федеративное устройство Российской Федерации, охватывающую федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленную на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемую федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

Первый Национальный план противодействия коррупции утвержден Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года № Пр-1568 (Российская газета, 2008, 5 августа).

Последующим указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы.

В настоящее время действует Национальный план противодействия коррупции на 2012 – 2013 годы, утвержденный указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года № 297.

В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года № Пр-1568, приняты следующие федеральные законы:

  • от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»;
  • от 25 декабря 2008 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции
    от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»;
  • от 04 мая 2011 года № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»;
  • от 21 ноября 2011 года № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».
  • Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» является основополагающим нормативным правовым актом Российской Федерации, принятым в целях противодействия коррупции.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, в качестве одной из стратегических задач предусматривает превращение России в страну с низким уровнем коррупции. Одним из приоритетов социальной и экономической политики в России на первом этапе (2008 – 2012 годы) является создание эффективного государства и снижение уровня коррупции.

В рамках формирования институциональной среды инновационного развития для повышения эффективности политико-правовых институтов, обеспечения исполнения законодательства предполагается решение проблемы борьбы с коррупцией не только в органах государственной власти, но и в государственных учреждениях, оказывающих социальные услуги населению, и в связанных с государством крупных хозяйственных структурах (естественных монополиях).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1663-р утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и перечень проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

К одному из Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года отнесено такое направление как «Эффективное государство».

В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года отмечается, что для реализации стоящих перед Российской Федерацией целей необходимы качественно иные требования к государственному управлению.

В рамках направления «Эффективное государство» определены пять приоритетных задач, в том числе повышение эффективности государственного управления и преодоление коррупции в органах исполнительной власти.

Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее – Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ) установил правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с данным Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, а также Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» признаны утратившими силу:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 05 марта 2009 года № 195 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 05 марта 2009 года № 196 «Об утверждении Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции».

Законодательство Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (Федеральные законы от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») закрепляет основные обязанности государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также связанные с особенностями государственной и муниципальной службы ограничения их прав, устанавливает ответственность за нарушение этих ограничений.

В Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» раскрыто понятие конфликта интересов и порядок его урегулирования.

Часть 8 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает, что положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»).

Статья 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает, что гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

Кроме того, Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дополнен новым основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Так, согласно пункту 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 814) также создает предпосылки для предупреждения коррупции в сфере государственного управления. Пунктом 2 данного Указа рекомендовано, в частности, лицам, замещающим выборные муниципальные должности, придерживаться принципов, утвержденных Указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.

Также на уровне Российской Федерации, в частности, приняты:

Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», которым утверждены:

  1. Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
  2. форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение государственной должности Российской Федерации;
  3. форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина, претендующего на замещение государственной должности Российской Федерации;
  4. форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, замещающего государственную должность Российской Федерации;
  5. форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей лица, замещающего государственную должность Российской Федерации;
  6. форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности члена Правительства Российской Федерации;
  7. форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина, претендующего на замещение должности члена Правительства Российской Федерации;
  8. форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера члена Правительства Российской Федерации;
  9. форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей члена Правительства Российской Федерации.

Пунктом 4 данного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

2) Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 561 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования»;

3) Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», которым утверждены:
Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

  • форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы;
  • форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы;
  • форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего;
  • форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей федерального государственного служащего.

Пунктом 3 данного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

4) Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

Пунктом 3 Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано до 01 сентября 2009 года определить должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации и муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

Пунктом 6 Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

6) Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации».

Пунктом 3 Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

7) Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», которым уточнены ограничения, налагаемые на федеральных государственных гражданских служащих в целях предотвращения коррупционных правонарушений. Установлено, что федеральные государственные служащие, замещавшие высшие должности государственной службы, должности в правоохранительных органах и иных ведомствах, а также другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы могут работать в подконтрольных им ранее, тем или иным образом, коммерческих и некоммерческих организациях только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, создаваемой в федеральном органе исполнительной власти. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ.

8) Указом Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

В настоящее время также приняты Федеральные законы, направленные на повышение открытости и прозрачности власти, расширение доступа граждан к информации:

  • от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  • от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
  • от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»;
  • от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • от 02 мая 2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Про­тиво­дейс­твие кор­руп­ции в Архан­гель­ской области (ссылка на сайт) —  https://dvinaland.ru/-zpk1j0pf

Правовые последствия за получение и дачу взятки (буклет)

Нормативно правовые акты по противодейстию коррупции, действующие в администрации МО «Вельский муниципальный район»  — http://velskmo.ru/doc_korupt.php